Аннотация к индивидуальной коррекционной программе учителя-дефектолога
для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Выполнение индивидуальной программы должно способствовать:
• углубленному медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;
• созданию оптимальных условий для физического, социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;
• осуществлению психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
• созданию условий для формирования предпосылок учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.
Выполнение программы направлено на обеспечение всестороннего развития детей с комплексными нарушениями.
В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
Включение в образовательный процесс детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.
Знание психолого-педагогических особенностей детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности позволит учителям – дефектологам выбрать не только рациональные приемы работы, но и дифференцировать содержание учебного материала, не исключая ребенка из коллектива сверстников. При этом сама дифференциация предусматривает упрощение обучения.
Речь идет об отборе содержания учебного материала и интеграцию в различные образовательные области. Степень интеграции определяется возможностями детей и в то же время зависит от конкретных образовательных задач. Это, в свою очередь, предполагает постоянную соотнесённость отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития.
Возможности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обучении должны рассматриваться с позиции их участия в самом процессе учебной деятельности. Прежде всего, имеется в виду их способность произвольной психической деятельности, к волевому регулированию своим поведением. Именно эти качества обеспечивают ребенку и взрослому установление первичного контакта, без которого невозможно организовывать коррекционную работу.
При этом следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.
Одним детям достаточно устной инструкции (закрой дверь, подойди ко мне и т.д.). Они понимают речевые просьбы, похвалу и прочее. Другим детям при обращении к ним требуется наглядное, мимическое и жестовое подкрепление. С некоторыми детьми взаимодействие устанавливается только при условии наглядно-действенного сопровождения. Чем выше умственные способности ребенка, тем доступней понимание обращенной речи.
Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.
Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.
Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей. Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др.), жеста (указ пальцем, покачивание головой и т.д.), интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т.д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.
Участие ребенка в процессе учебной деятельности предполагает также наличие самоконтроля собственных действий и способность оценить результаты своей работы, что особенно трудно таким детям. Практическая работа с этими детьми показывает, что формирование у них навыка самоконтроля является одной из труднейших задач. Без указания взрослых дети не могут найти ошибку, не умеют сами проверить свои действия.
Указанные особенности не только характеризуют всю группу детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но и могут лечь в основу дифференциальной психолого-педагогической диагностики при разграничении этих детей и при определении содержания учебной работы с ними.
Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.
Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна.
Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «маршрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении.
В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. Значительная часть таких детей, не справляется с содержанием программы и оказывается неподготовленной к обучению в школе. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.
В некоторых случаях работа с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость, может осуществляться по индивидуальным программам воспитания и обучения, составленным учителем - дефектологом, воспитателями, психологами и другими специалистами после комплексного психолого-педагогического обследования ребенка.
Индивидуальная программа предназначена для работы с дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Она рассчитана на один учебный год воспитания и обучения. Программные материалы подготовлены с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта и могут быть использованы для работы с детьми, испытывающими трудности при обучении.
|